В Доме детского творчества "Радуга" на весенних каникулах прошел традиционный День рукоделия , посвященный празднику "Веселого карандаша" . Ребята творческого объединения "Цветной мир" познакомились с творчеством известных художников, прикоснулись к образцам великого наследия и сделали первые шаги в познании реалистического рисунка чучело сороки в графической технике цветными карандашами.
Хочется и с вами поделиться интересными художественными фактами о появлении сорок на полотнах художников.
На протяжении столетий сороки нередко появлялись на картинах художников, придавая пейзажам дополнительное звучание. Давайте вспомним некоторых сорок на картинах зимней тематики.
У екатеринбургского художника Алексея Ефремова есть работа "Сорока Брейгеля".
А.В. Ефремов. Сорока Брейгеля. Екатеринбург. 2012 г. Бумага, акварельный карандаш, пастель. 40 x 50 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
В приведённой работе художнику важно было не показать конкретное место, а передать ощущение морозного снежного дня. И это мастерски удалось. Сорока оживляет пейзаж, добавляет ему притягательности. А название заставляет вспомнить картину Питера Брейгеля Старшего "Охотники на снегу".
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г.
Доска, масло. 117 x 162 см. Музей истории искусств, Вена, Австрия
У Брейгеля сорока расположена примерно на расстоянии трети ширины от правого края картины, у Ефремова — от левого. Словно, начав свой полёт в XVI веке, сорока продолжает его в веке XXI.
Питер Брейгель Младший известен, прежде всего, копиями с работ отца.
Питер Брейгель Младший. Охотники на снегу.
При этом работа не является простой копией, так как сын изменил ряд деталей, колорит и настроение картины. Нас, прежде всего, интересуют сороки. Здесь на первом плане добавилась сорока, сидящая на ветке небольшого деревца, а та, что летит, изменила угол полёта.А сейчас из века XVI перенесёмся в век XIX. Когда речь заходит о зиме и сороке, вспоминается картина Клода Моне.
Клод Моне. Сорока.1868-1869 г. Холст, масло. 89 x 130 см. Музей Орсе, Париж
Сороку, сидящую на калитке, сам художник сравнивал с хрупкой одинокой нотой на нотном стане. Она усиливает впечатление мимолётности мгновения.Сейчас трудно поверить, но замечательный зимний пейзаж Моне был резко раскритикован современниками. Картину не приняли для показа в парижском Салоне, обвинив художника в приземлённости сюжета и мешанине красок. Что ж, общественный вкус формируется и воспитывается постепенно. В настоящее время импрессионизм — признанное и уважаемое направление в живописи.
Примерно в то же время, когда Моне писал зимние пейзажи в стиле импрессионизма, русский художник Алексей Саврасов создавал свои замечательные реалистично-лиричные картины, посвященные морозному времени года. И на его работах мы тоже можем видеть сорок.
А.К. Саврасов. Зимний пейзаж. Москва. 1873 г.
Холст, масло. 84 x 64 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязань
По этой картине Анатолий Шестаков написал стихи:
Трещат сороки-белобоки
И рассуждают, глядя вниз:
«Какой же ныне снег глубокий…
Зима явила свой каприз».
Идут годы, проходят зимы, а сороки по-прежнему любопытно и весело стрекочут, делясь новостями. А художники увековечивают белобоких птиц в своих произведениях.
Александр Простев. Сорока из детства
Станислав Никиреев. Собака. 1981 г. Из серии "Птицы России" 9 x 10.5 см
Комментариев нет:
Отправить комментарий